Собинский район

Официальный сайт Администрации Собинского района

Официальный сайт органа местного самоуправления

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

В связи с временным отсутствием, жильцы требуют пересчет за вывоз и утилизацию мусора. Правильно ли это?

Плата за сбор и вывоз бытовых отходов не включена законодателем в состав коммунальных услуг. Закрытый перечень коммунальных услуг установлен частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ. Состав этого перечня обусловлен тем, что в него включены виды деятельности, осуществляемые с подачей в жилое помещение по присоединенной сети ресурсов (холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии) и с отводом бытовых стоков.

Оплата услуг по сбору и вывозу бытовых отходов являются составной частью бремени собственников помещений по содержанию принадлежащего им имущества. Эта обязанность установлена статьей 210 Гражданского кодекса РФ и действует с 1 января 1995 г. Жилищный кодекс РФ в ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 39 воспроизводит эту обязанность применительно к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Вывоз бытовых отходов это поддержание в надлежащем санитарном состоянии и жилых помещений (где образуются отходы), мусоропровода и земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (где расположены контейнерные площадки).
Жилищный кодекс РФ (ч. 2 ст. 39) установил, что доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе мусоропровода и земельного участка, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. То есть, общие расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме распределяются между гражданами, организациями, публично-правовыми образованиями, являющимися собственниками жилых или нежилых помещений по одинаковому принципу исходя из объективного показателя - доли, рассчитанной как отношение площади принадлежащих собственнику помещений в многоквартирном доме к суммарной площади помещений (индивидуально определенных объектов недвижимости), принадлежащих всем собственникам помещений (т.е. за вычетом помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме).
К такому законодательному подходу, несмотря на многие годы его применения, привыкли еще не все. Многие считают справедливым советский подход, при котором размер платы за сбор и вывоз бытовых отходов рассчитывался исходя из численности граждан, зарегистрированных по месту жительства. Естественно, при временном убытии потребителя (в командировку, в отпуск, на дачу) в 80-х годах прошлого века было обоснованным снижать плату за услугу по вывозу ТБО при временном выбытии нанимателей. Такой подход мог считаться логичным, поскольку в домах до 1995 года еще не было общего имущества. Но у этого подхода есть изъяны. Ведь точного числа «прописанных» в доме граждан никогда не соответствовало числу фактически проживающих в доме.
Поскольку собственники помещений в многоквартирном доме владеют общим имуществом на праве общей долевой собственности, то они обязаны нести ответственность его состояние независимо от факта пользования жильем или общим имуществом. Ведь вывоз ТБО должен быть организован всегда, и собственник, имеющий несколько квартир, пользуясь каким-то из своих жилищ, должен иметь возможность в любом доме, в котором находятся его жилые помещения, получить услугу по вывозу мусора.
Представляется, что подход, основанный на логике: «кто не пользуется услугой, тот не должны платить», в отношении общего имущества в многоквартирном доме неприменим. По такой логике можно начать считать, кто выносит мусора больше, а кто меньше, можно возложить расходы на содержание крыши на собственников помещений на последних этажах, а расходы на содержание подвала на собственников помещений на первых этажах. Это тупиковая логика. При таком подходе возникнет проблема с расчетом размера бремени расходов на вывоз бытовых отходов, так как потребуется ежедневный мониторинг количества потребителей в доме. Иной способ для определения размера платы за сбор и вывоз ТБО, кроме как исходя из размера доли в общем имуществе, применить невозможно. Поэтому уменьшение платы за сбор и вывоз бытовых отходов при временном отсутствии собственника, нанимателя или членов их семей по аналогии с предоставлением отдельных коммунальных услуг при отсутствии индивидуальных приборов учета нельзя.

 
Отдел ГОЧС, ОБ

 


Сельское хозяйство